i

Садовое искусство Китая, статья о принципах ландшафтного дизайна Китая


Садовое искусство Китая, статья о принципах ландшафтного дизайна Китая

Познавая искусство той или иной страны, мы знакомимся с обычаями, традициями и неизвестной нам культурой других народов и осознаем, насколько же мал мир, в котором мы живем. Одним из ярких примеров своеобразия и неповторимости культуры Востока стали интригующие принципы китайского садового искусства.

С самого момента зарождения этого направления искусства (а ландшафтный дизайн в Китае всегда считался именно искусством) создатели садов в своих идеях и мотивах руководствовались традиционными ценностями общества и философских школ, провозглашавших взаимодействие положительного и отрицательного, правды и лжи, объединяющих работу разума и Природы Буддизм как наиболее влиятельное на культурную и духовную жизнь людей направление философских школ превнесло свои принципы и в ландшафтный дизайн.

Особенно очевидным это влияние стало между 6-ым и 11-ым веками. Как результат - садовое искусство Китая прежде всего опирается на духовные аспекты, что, однако, не означает обязательную принадлежность дизайнеров к определенной философской школе, но соблюдение ее общих принципов.

Каждый, кто занимался ландшафтным дизайном, черпал вдохновение из естественных пейзажей, а исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере - результат особого метода воспроизведения рисованных объектов в трехмерном изображении на плоскости, при котором никогда не бывает лишь одной точки обзора. На Западе китайское изобразительное искусство, пожалуй, наиболее известный образец такой концепции, в которой время соотносится с пространством и вовлекает созерцателей в большей степени в смысл изображенного, нежели простое визуальное восприятие.

Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае – сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре – с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой – и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа.

В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, дизайнеры стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.

Основные принципы

С самых давних времен архитектура китайских городов отличалась системностью, предсказуемостью и строгим контролем над человеческой деятельностью. Расположение, масштаб и структура построек подчеркивали исключительную значимость каждого строения; стены и ворота тщательно контролировали доступ. Архитектура была своего рода точно регламентированным визуальным языком, который легко читался всеми жителями.

С другой стороны, сады в Китае была противопоставлением такому порой слишком жесткому регламенту. Сады всегда символизировали собой мир, который лежит вне социальных отношений и олицетворяет другой, гораздо более широкий взгляд на философию. Если в городах господствовало конфуцианство, ориентированное на упорядочение социальных групп, то для садов характерен даосизм, проповедовавший личный, свободный опыт каждого. Живущий в гармонии с Природой человек наделялся умственным здоровьем и физическим долголетием.

Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с тех древних времен до наших дней. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой Природой. Произвольные образы и спонтанность превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью. Хотя сады в Китае являют собой воплощение Природы, это ощущение не является очевидным и может быть разгадано лишь через молчаливое созерцание образов.

Следущий принцип – сад понимался как некий мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная. Владельцу принадлежало могущество всех сил Природы, а в саду можно было встретить символические образы всех составляющих Вселенной - инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство и даже строго архитектурные компоненты.

ландшафт Китая, сады Китая, садовое искусствоИ, наконец, третий, последний принцип – так как сады были зачастую малы по размерам ощущение завершенности такого микромира достигалось путем особых приемов: многоплановая перспектива создавала иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживали бесконечное множество образов, новизна восприятия основывалась на личном психологическом опыте и эмоциональном состоянии Человека, далеко превосходящих физические составляющие. Очень часто в садах прокладывались изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты с тем, чтобы гуляющие по саду гости должны были сделать больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую.

спользовалась также техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включались в общий дизайн сада. Даже небо вписывалось в ландшафт, отражаясь в поверхности обязательного для китайских садов водоема. Ни один сад в Китае не есть собственно сад – обычно он состоит из нескольких садов, разделенных стенами, галлереями и даже зданиями, так чтобы предстать перед нами в виде череды контрастных образов. Сад в Китае – будь то небольшой городской сад или внушительных размеров сельский – передает чувство бесконечности пространства и времени, то есть тот образ целой Вселенной в одном отдельно взятом саду, который лежит в основе принципов построения сада. Обладание этим «микромиром» обогощает его владельцев философской мудростью.

Философия

В то время как основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода – это основные элементы любого китайского сада.

Камни и вода символизирует базисные составляющие Природы – инь и ян; это основа, на который держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены; вода являет собой жизненный дух Земли, ее дыхание; проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода же – это ее безмятежный, мыслительный потенциал.

Камень

Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется, во-первых, в виде скульптур, а во-вторых – как собственно строительный материал. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости еще с давних времен. За последние тысячу лет строительство абстрактных каменистых садов стало значимым направлением искусства; китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени - множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью.

Большинство китайцев буквально благословят камни, считая их источником существования Земли. В некоторых садах камням специально выделяли лучшее место или размещали их в центре всей композиции, словно скульптуру Будды на алтаре буддийского храма. Причудливой формы камни – это, пожалуй, первое что приковывает к себе взгляд знакомящегося с культурой китайских садов.

Обычно это известняк, добытый с озерной глубины и демонстрирующий собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить казалось бы неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искуственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Этот камень легко узнаваем по характерным прожилкам на его поверхности.

Существуют еще так называемые «камни-побеги», получившие свое название за внешнее сходство с ростками бамбука и по этой же причине часто размещаемые по соседству с ним.

Вода

ландшафт Китая, сады Китая, садовое искусствоСад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды. Вода как циркулирующая система Земли превносит живительную энергию в сад и насыщает ею его посетителей. В отличие от хлорированной стерильности современных бассейнов в садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода. Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает и превносит прохладу в сад.

Особое свойство воды – отражение предметов – стало еще одним символическим, знаковым элементом, используемым в ландшафтном дизайне.

Зеркало и отражение

В буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного духа. Отражая предметы как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Этот принцип представлен и в ландшафтном дизайне: водная гладь подобна зеркалу – и будь то естественный водоем или искуственно созданный пруд, эстетическая направленность этого элемента садового дизайна одинакова. Она обращена внутрь и направлена на совершенствование духа. Садовое искусство Китая – это прежде всего воплощенный образ, или, другими словами, отражение души и сознания. Все сады являют собой результат воздействия Человека на Природу и, таким образом, подобны зеркалу, отражающему человеческую душу в общем смысле этого слова.

Архитектура

Западных посетителей зачастую смущает количество зданий, располагающихся в садах Китая. Сад здесь всегда считался продолжением дома, жизненным пространством под открытым небом, а расположение зданий в нем – одним из основополагающих элементов общего дизайна сада. А так как здания в саду были менее ограничены общими законами архитектуры, они строились так, чтобы ни одно из них не было похоже на другое. Архитектура в садах мало чем отличалась от той, которую можно было увидеть вне сада, но каждое здание в саду соотносилось с общей концепцией и идеей и имело строго определенные функции, зачастую не связанные с его прямым назначением.

Так, с верхних открытых террас человек мог любоваться широкой перспективой сада и даже открывающимися за оградой видами окружающего пейзажа. На языке символов приподнятая над землей терраса как бы приближала человека к облакам, обозначающим в китайском даосизме приют бессмертия и вечности. И в этом благородном возвышении обычно размещалась библиотека хозяина дома, являющаяся источником мудрости, к которой восходит человек, приближаясь к небу.

Зачастую строения не имели сплошных стен , а вместо этого огораживались лишь плетеными экранами, позволяющими видеть сад. Практически всегда на приподнятых террасах строились выходившие на пруд элегантные веранды – место, откуда открывался прекрасный вид на сад, а сами эти веранды становились центром композиции всего сада. По контрасту с этими постройками сооружалось множество простых небольших строений, зачастую обозначающих периферию сада, размещенных вдоль дорожек и тропинок, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Иногда в садах даже строили т.н. архитектурные «лодки» - одно или несколько зданий, объединенных в форме лодки, обычно размещаемые по кромке воды.

Растения

Сад, созданный меняться от сезона к сезону, удивляет посетителей своей переменчивостью и постоянным движением – ведь Вам никогда больше не удастся увидеть сад таким, каким Вы увидели его сегодня. Простой листок, на который Вы обратили свое внимание всего неделю назад, уже изменился и предстает перед Вами в новом образе. Деревья как-то неожиданно покрываются плодами, одни краски и запахи уступают место другим. Сад каждый день неожидан и неповторим!

В западных садах цветы зачастую играют главную, солирующую роль. В искусстве Китая то, что мы не можем увидеть глазами, имеет, может быть, более важное значение, чем то, что открывается взору. Все элементы в саду, и растения, естественно, имеют свой скрытый символизм. Одним из любимых растений является сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание. Вечнозеленую сосну, также как бамбук и абрикос, называют в Китае «тремя друзьями зимы».

Магнолия традиционно символизирует достаток. Этот цветок также является эмблемой Шанхая.

Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае «тремя любимыми цветами». В мире насчитывается около 800 видов рододендронов, и для большинства из них родиной является именно Китай.

Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок - символ женской красоты, а с другой – мужское начало, или ян. Это одно из первых растений, которое стали использовать просто в декоративных целях. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду. Знаменитый путешественник Марко Поло, обнаружив в 8-ом веке китайские пионы, назвал их «розами величиной с кочан капусты». Цветут пионы в основном в июне. Их корни используются также в медицинских целях.

Также из Китая пришли к нам хризантемы. Изначально используемые для медицинских целей, эти цветы позже стали цениться и за их красоту, а также использоваться в качестве добавок в некоторые виды чая. Сладкая олива пробуждается осенью. Это растение по-королевски благородно, элегантно и постоянно. Оно также ассоциируется с луной, так как согласно легенде именно в тени этого дерева священный заяц приготовил элексир жизни. Кремово-белые цветки этого растения источают тонкий, похожий на запах жасмина аромат и используются при приготовлении чая, вина, парфюмерии и в медицине.

Завершенность

ландшафт Китая, сады Китая, садовое искусствоПравильно спланированный сад создает на ограниченном пространстве ощущение завершенности, уединенности и безмятежности, когда возникает чувство, что здесь нечего добавить и в то же время нет ничего излишнего или чрезмерного. Китайские мастера садового искусства создавали сады, которые были многозначительны и выразительны, красивы и совершенны, несмотря на ограниченное пространство, что достигалось принципами «относительности большого и малого» и «все в одном, и один во всем», изложенными в даосизме.

Завершенность как один из принципов китайской философии искусства, предстает в нескольких контекстах:

- Рассматривая большое или малое, этот принцип говорит о том, что истинное произведение искусства должно быть законченным, без недостающих элементов, неважно насколько мало само произведение; и целостным и последовательным, лишенным чего-либо чрезмерного, насколько бы оно не было велико.

- Значимое произведение искусства сохраняет свою завершенность даже при его повреждении. Замечательный шведский исследователь Освальд Сирен, глубокий знаток искусства Китая, исследовавший множество китайских садов, заброшенных в том числе, писал: "Все, что наиболее крепко запечатлелось в моих воспоминаниях, это не формальные элементы сада, а производимое им в целом ощущение, сама атмосфера и эмоциональная насыщенность, несмотря на постигшее сад разрушение и обветшание... и некий жизненный шарм и выразительность.»

- Говоря о законченной или же незавершенной работе, завершенность предстает перед нами из внутренних пропорций, обозначая, что произведение искусства совершенно, даже если в глобальном смысле оно еще не закончено. С другой стороны, некоторые произведения искусства чересчур преувеличенны и утрированны, словно художнику лучше было бы остановиться до того, как он сочтет произведение законченным. Обычно к такому неуспеху приводит желание художника чрезмерно усилить воздействие своего произведения.

- Любое произведение искусства имеет врожденный баланс между основной идеей и деталями. Чрезмерное уподобление деталям приводит к преувелечению и нарушению баланса, а само произведение отягощается и перегружается.

Относительность большого и малого

По мере того, как идея создания садов становилось все более и более популярной среди городского населения размеры этих садов становились все меньше из-за нехватки свободных земель. Уменьшение размеров садов привело к значительным изменениям в области ландшафтного дизайна в Китае. Вследствие этого многие садовники вынуждены были вступать в противоборство с размерами предлагаемого им для работы пространства, и это было ограничение, которое им приходилось искусно преодолевать. С одной стороны, уменьшение площади садов было вынужденной мерой, зависящей от внешних обстоятельств, с другой - миниатюризация имела и другие, принципиальные причины: она была заимствована из даосизма и буддизма.

Сжатие и миниатюризация были постоянными темами как в изобразительном искусстве, так и в садовом дизайне. Притягательность этих тем объясняется возможностью постичь идею микрокосма в искусстве и единстве с самой Природы. Такое понимание лежит в основе использования камней, скажем, в значении гор, уподоблении ручьев рекам, кустов – лесам, и т.д.

Соотношение большого и малого отражается в изменении ощущений. Изменение перспективы – это видение малого с точки зрения большого. Такое видение коррелирует с традиционным для Китая восприятием пространства как оно выражается в китайском садовом искусстве, не признающем оптическую перспективу в качестве идеи представления природы.

Однако, не надо смешивать это направление с еще одним – садом в контейнерах. Это направление развивалось самостоятельно, вне зависимости от вынужденного уменьшения размеров садов из-за ограниченного количества земель. Говоря о контейнерных посадках, можно сказать, что это образец воссоединения в одном подходящем месте уникальных предметов из разных уголков Вселенной.

Большинство европейцев связывают начало выращивания миниатюрных растений с недостатком земли и сложностями переезда с места на место, в результате чего китайцы редко покидали свои дома, чтобы насладиться природными пейзажами. Это слишком простое объяснению этому сложному явлению. На самом деле, чем больше различия в размерах естественного и воспроизведенного объекта, тем больше в последнем магического и мистического.

Создать сад, в котором представлены образы всех типичных вещей и существ Вселенной – это уже само по себе магическое действо, при котором вся Вселенная оказывается сконцентрированной в одном месте, но уменьшение размеров предметов, управляемость ими и их доступность переносит нас от уровня простой иммитации реальности до сферы единственной истины: мифического пространства. Таким образом, контейнерные сады всегда были объектом отвлечения от земного бытия.

Вхождение в новую реальность

При создании садов предполагалось, что они несут в себе завершенность, эстетическое наслаждение, элементы соблазна и искушения – особый мир, далекий от обычной реальности, официальных званий и прагматичности. Каждый входящий в сад попадает в обособленную реальность – хотя некоторые и не догадываются об этом. Такой взгляд на сад не является исключительным для Китая.

В описаниях последних лет жизни известного французского художника Моне можно встретить следующие строки: «Для Моне его сад стал миром, воспроизводящим любой ландшафт, который он когда-либо исследовал. В саду он мог найти любой намек на бессмертие и бесконечность, каков бы не был его лейтмотив». Традиционно входными воротами в другой мир считалась в Китае поверхность воды. Чистую поверхность воды здесь рассматривали как вход в иное измерение, через которое можно познать другой мир, другое солнце и другие небеса.

Особым входом в другую реальность были ворота или галереи, часто используемые в садовом дизайне.

Эффект перехода достигался и путем миниатюризации, которая имела три формы. Первая из них – миниатюризация через диаграммы, или рисунки. Ограниченные узким миром своих жилищ, люди все же имеют доступ к внешнему миру во всех его проявлениях. Захотят ли они предпочесть своему дому странствия и путешествия? Для этого им нет необходимости покидать свои пристанища - достаточно всего лишь нарисовать на полу те места, которые они хотели бы посетить. Второй формой была миниатюризация пространства. Дома людей должны были помимо прочего иметь круговой сад, который позволял бы его владельцу предпринять мистическое путешествие. Третьим путем была миниатюризация самого человека.

С точки зрения даосизма вхождение в другую реальность – это воссоединение внутреннего и внешнего; переход к вместилищу сверхъестественного, что означает возвращение к истокам (или корням). Понятие истока в философии Китая означает объединение индивидуального (внутреннего) и глобального - земли, из которой жизнь зарождается и куда она в конце концов возвращается. Этот первоисточник предстает как исходная пустота и абсолютная наполненность одновременно.

В даосизме нетленный мир вечности поднимается над землей или располагается в очень отдаленных местах, а иногда и внутри земли, и обладает другим небом, солнцем и луной. Этот другой мир непохож на мир индивидуальностей и в то же время он не отличается от него. Чтобы понять смысл этого, необходимо обратиться к понятиям универсального смешения вещей, принятым в даосизме – все объекты находят свое отражение в одном, и один объект отражается в других, оставаясь при этом индивидуальностью. Таким образом происходит взаимопроникновение предметов, хотя все они остаются независимы друг от друга. В современном мире это понятие сопоставимо с принципами экологической взаимосвязанности.

Обнаружение и сокрытие – изумление и неожиданность

Тайны и разоблачения всегда присутствуют в нашей жизни. Эти понятия присущи также искусству, религии, философии, торговле и бизнесу. Любопытство, удивление, неожиданность и благоговейный страх перед неизвестным используются для мотивации и получения отклика и обратной связи. Сокрытие, побуждающее к любознательности, - это основной прием для создания ощущения таинства.

В применении к ландшафтному дизайну это означает, что сад не должен открывать свои тайны с порога, поэтому для сокрытия сада от взглядов посетителей при входе строились возвышения или даже стены, помогавшие скрыть сад и сохранить его загадку для дальнейшего, шаг за шагом, знакомства с ним. Такой путь должен был привести посетителей в скрытые уголки сада, позволяя гостям лишь мельком взглянуть на окружающее пространство.

Садовые стены служили приспособлением для создания пространственной головоломки и психологического предвкушения. С их помощью создавалось ощущение того, что в середине реальности всегда находится иллюзия. Сады строились так, что у гостя возникала уверенность в том, что вся картина одновременно предстает его взгляду, как вдруг новый поворот тропинки - и совершенно неожиданный для него образ, а за дверью павильона открывается абсолютно иной, незнакомый еще сад.

Противостояние красоты и мистики - будь то необычные птицы, экзотические растения, необычные камни - будоражать воображение и будят любопытство. Удивление и любопытство достигались также ассиметрией, отсутствием прямых линий, неожиданными изменениями перспектив, характерных для всего китайского исскуства, и ландшафтного дизайна в частности.

При невозможности оценить истинные размеры сада у посетителя возникало ощущение неограниченного пространства и бесконечного числа неизведанных еще мест, оставляющих шанс приходить в сад снова и снова. В европейских садах 16-17 веков такой эффект достигался путем применения путанного, на первый взгляд беспорядочного дизайна.

Этот дизайн в основе своей использовал ту же геометрическую правильность, но представленную в неожиданной форме, дезориентированную множеством лабиринтов, так что у посетителя возникало ощущение, что он попал в какую-ту страну чудес. Но, пожалуй, главным разоблачением становилась приподнятая площадка, павильон или беседка, откуда открывался панорамный вид, пейзаж, окружающий сам сад. Такое открытие в ландшафтном дизайне сталкивало гостей с необъяснимой мистикой красоты, скрытой и явной одновременно, подтвеждая, что сокрытие и разоблачение всегда соседствуют друг с другом, и будучи одним целым они не имеют ни начала, ни конца.

Возвращение в первоистокам

В буддизме существует такое понятие, как «возвращение к корням». В основу эстетического созерцания ландшафта, или сада, положены социальные обстоятельства, но главным мотивом являются причины духовные. Человек возвращается к природе, простой естественной жизни, убегает прочь от пороков социальной жизни, суматохи города, и выбирает тот образ жизни, который может обогатить его духовно. Возвращение к истокам означает в первую очередь восстановление ослабленных жизненных сил, питающих человека живительными силами Природы, что становится возможным, если сад строился на основе принципов фэн-шуй.

Вместо послесловия, или что же такое китайские сады?

- Сад – это нечто рукотворное, иначе говоря, кем-то созданное. С другой стороны, его элементы не зависят от человека, они живут своей собственной жизнью, которая может не отвечать задумкам дизайнера. Сад создается и воплощается в рамках задуманного его создателем, но он может существовать, пусть и в более запущенном виде, и без участия садовника.

- Даже самые большие императорские сады имеют границы, в то время как самые маленькие по размерам сады строились так, чтобы никто не мог на глаз определить их истинный размер. Смысл состоял в том, что истинный размер сада имел меньшее значение, чем воспринимаемый. Одним из любимых приемов садовников было использование с этой целью «заимствованных перспектив».

- Сады Китая всегда имели собственные название, как любое другое произведение искусства. В больших садах, разбитых на несколько частей, каждая такая часть имела свое собственное название. После того, как сад был создан, в нем собирались гости, родственники, друзья и сообща, после тщательного обдумывания выбирали название. Перебирая различные названия, они всегда имели в виду общую концепцию дизайнера сада, литературные, философские и художественные традиции.

- В садах зачастую в миниатюре воспроизводились известные, знаменитые места. Как и в пейзажном стиле живописи целью такого приема было изображение подходящего окружающего пространства в трехмерном изображении. Такое заимствование природных картин не считалось более тривиальным, нежели создание нигде ранее не встречаемого пейзажа. Иногда дизайнеры даже пытались воспроизводить пейзаж (или его часть) с уже написанных картин (тем более, что многие ландшафтные дизайнера были еще и художниками). И в этом смысле важным было поймать и воссоздать дух определенного окружающего пространства. В искусстве Китае между 12 и 13 веками ландшафт или его элементы (камни, вода, птицы и т.д.) стали более значимы, чем человек, даже если основным лейтмотивом произведения оставались чувства и эмоции.

- Ландшафтное искусство Китая всегда было близко к Природе. В идеале это означает естественность и искренность, или иначе – подлинность. Одним из основных элементов для достижения природной естественности созданного ландшафта служат камни. Начиная с 8-го века камни, источенные водой, становятся чуть ли не основным элементом дизайна, так как их рождение абсолютно спонтанно и они, таким образом, являли собой воплощение естественности. Использовалось два вида камней – лежачие и стоячие. Лежачие обозначали холмы и горы, а красивые вертикальные камни использовали в качестве акцента композиции. Декоративные функции камней в китайских садах близки к статуям, обелискам в европейских садах, за тем лишь исключением, что они намного гармоничнее вписываются в живописную игру окружающих света и теней. Камни походили на абстрактные скульптуры современного искусства, в то время как европейские сады и парки периода ренессанса и барокко изобиловали художественными скульптурами.

- Китайским дизайнерам приходилось преодолевать антагонизм между естественностью и стилем. Для того, чтобы следовать Природе и отказаться от чуждого ей необходимо было отождествить стиль и спонтанность.

- В китайских сада (или в отдельных его частях) определялись видовые точки, или иначе - точки обзора. В некоторых случаях дизайн сада создавался таким образом, чтобы гость попал в эти видовые точки по тропинкам, переходам, мостам, павильонам и т.д. В других случаях гость сам определял для себя наиболее привлекательные уголки сада. Однако в любом случае весь сад никогда не открывался с одной только точки. Он состоял из более или менее обособленных частей, каждую из которых гуляющий по саду обнаруживал по мере своего продвижения.

- Ландшафтная архитектура может дать больше, чем любое другое искусство. Окружающее пространство уже своей красотой оказывает воздействие на человека, но здесь также присутствуют и аромат (это один из наиболее чувственных способов ощутить и понять сад), тактильные ощущения, обоняние и т.д. Иногда внешне неприглядный ландшафт может быть богат «шепотом» природы - звуками воды, ветра, птиц, лягушек и др. животных. Китайские сады обращаются непосредственно к эмоциям и посвящают себя исключительно чувствам и ощущениям: будь то визуальное восприятие восхода солнца; или текстура листвы, до которой хочется прикоснуться; или смешение ароматов цветущих растений; завораживающий шепот воды или колыхание листьев...

- И ПОСЛЕДНЕЕ. Мы не претендуем на то, что, прочитав эту статью, Вы узнаете все о садовом искусстве Китая. Эта статья – лишь попытка разбудить Ваше любопытство, постараться вызвать у Вас интерес и желание узнать больше о таком замечательном и неповторимом явлении, каким, безусловно, являются сады Китая.

Смотрите также:


У нас также читают:

- Ажурный ламбрекен бандо - преимущества и особенности - Ажурные ламбрекены-бандо - новинка в дизайне интерьеров, получившая большую популярность за короткий срок. Почему? В чем их особенность? Раскроем секреты успеха ламбрекенов-бандо.
- Матрасы в рулоне для вашей мебели - Что это такое - матрасы в рулоне? Достоинства ортопедических современных матрасов и преимущества матрасов в вакуумной упаковке. Как правильно распаковывать матрас в рулоне.