Стиль сталинский ампир в интерьере

Стиль сталинский ампир в интерьере

Сталианс – популярнейшее архитектурное направление в 30-60-е годы двадцатого века. В отличие от других жилых построек времен Сталина (бараков, спаренных одноэтажек, кирпичных домов без каких-либо удобств) здесь имеется полноценный водопровод, канализация, отопление, несколько отдельных комнат. Сталинский ампир в интерьере современных домов, квартир – уютен, торжественен, актуален и по сей день.

История стиля

Данный стиль зародился в СССР середины 30-х годов XX века. Изначально ампир – помпезное, величественное архитектурное направление, возникшее во Франции времен Наполеона Первого. В 30-х годах двадцатого века такие роскошные, монументальные здания начали строиться и в Советском Союзе, когда страной стал управлять И. В. Сталин. В 50-х годах такую архитектуру резко начали критиковать, считая непозволительным для советского человека излишеством, а после смерти Сталина все начатые проекты резко упростили, по максимуму исключив декор, кое-где резко уменьшив общую площадь, высоту потолков. Многокомнатные квартиры в большинстве своем были отданы под «коммуналки», в которых проживало одновременно несколько семей, пользуясь общей кухней и санузлом.

Характерные черты стиля

Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.

Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.

По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.

Особенности цветовой палитры

Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.

Наиболее подходящие цветовые сочетания:

  • льняной с махагоневым;
  • агатово-серый с терракотовым;
  • болотный с древесно-оранжевым;
  • антично-лазурный с бежево-красным;
  • лавандовый с темно-латунным;
  • бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
  • голубовато-зеленый с бобровым;
  • защитно-голубой со светло-каштановым;
  • горчичный с железно-серым;
  • изумрудный с кирпичным;
  • буро-оранжевый с хаки;
  • коралловый со сливочным;
  • кремово-желтый с фиолетово-черным;
  • одуванчиковый с опалово-зеленым;
  • охристый с серебристо-розовым.

Даже монохромный интерьер допускает наличие ярких цветовых акцентов – занавесок, подушек, ковров, картин на стенах.

Какие материалы использовать при отделке комнат

Отделочные материалы применяются исключительно натуральные:

  • камень – преимущественно гранит, мрамор;
  • дерево – дуб, сосна, ель, вишня, граб, орех, карельская береза и др.;
  • металлы – бронза, латунь, сталь, серебро и др.;
  • хрусталь;
  • керамика;
  • гипс.

Полы обычно выкладываются паркетом, располагаемым «елочкой», но не общие на всю квартиру, а для каждой комнаты отдельно. Стены декорируются лепными панно, полуколоннами, гипсовыми кронштейнами, кессонами, угловыми деталями, фактурными нишами и др. На потолке в обязательном порядке имеется лепная розетка под люстру, такие же замысловатые потолочные карнизы, другие подобные украшения. Двери выполняются из дерева, фанеры, имеют филенки, ручки, выкрашенные золотой краской, наличники с объемной резьбой. По цвету они совпадают с напольным покрытием или окрашиваются белой масляной краской.

Полы в санузле, кухне выкладываются керамической плиткой, реже – натуральным камнем, преимущественно красно-коричневых расцветок, а стены – светлым кафелем, обильно украшенным растительными орнаментами, допускается узкий контрастный бордюр.

Выбор мебели

Меблировка подбирается роскошная, добротная, массивная, преимущественно из натуральной древесины (дуба, ореха, палисандра) и металла. Она часто лакируется, украшается объемной резьбой, мозаикой. Это горки с резными «коронами», серванты выпуклой формы, круглые или овальные обеденные столы, кожаные кресла и диваны с высокими спинками, тяжелые деревянные стулья с точеными ножками, кровати с шариками или пиками по углам. Резьба по дереву здесь приветствуется как в виде сложных сюжетных барельефов, так и простой «геометрички». Допустимы накладные прорезные элементы из древесины ценных пород. Кроме натуральной или искусственной кожи, в качестве обивочного материала используются различные ткани – однотонные или с растительными орнаментами.

Читайте также:  Фонарь светодиодный трофи tsp19

Освещение

Основной осветительный прибор данной эпохи – роскошная хрустальная люстра, располагаемая посредине потолка. Позднее подобные конструкции выполнялись из пластика, что значительно сказывалось на внешнем виде, долговечности прибора. Отдельные зоны освещались напольными торшерами, зачастую имеющими текстильные плафоны, украшенные цветочными орнаментами и бахромой. Настенные бра, обычно стилизуемые под факелы, крепились на бронзовых фигурных кронштейнах над кухонным столом, кроватью. Рабочее место подсвечивалось настольной лампой с зеленоватым абажуром, на гибком основании. В детской кроме основного света имелись небольшие ночники, включаемые в розетку, с оформлением из камня или пластика. В современном времени оформление дополняется светодиодной подсветкой, которая при грамотном подходе совсем не нарушит основную стилистику.

Выбор текстиля для оформления окон

Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.

При наличии нескольких окон на одной стене, их декорируют одной общей шторой, перекрывающей практически всю стенку полностью.

Примеры дизайна комнат

Общая площадь сталинской двухкомнатной квартиры – около 30 метров, четырехкомнатной – примерно 60 метров, семикомнатной – до 160 «квадратов». Чем больше было комнат, тем более просторной делалась каждая из них.

Какие помещения имелись:

  • кухня;
  • одна или несколько спален;
  • кабинет;
  • гостиная;
  • ванная или душ;
  • уборная;
  • холл;
  • кладовка.

Гардеробных комнат в те времена не было – одежда хранилась во встроенных шкафах, кладовках. Для детских спален специальной мебели, за исключением кроватки-колыбели, вообще не существовало – для этих целей выбирались самые маленькие помещения, где ставили кроватку, простенький шкафчик, столик со стулом, ящик с игрушками, вешали книжную полку.

Квартиры эпохи сталинизма изобилуют высокими встроенными шкафами, в которых размещается большая часть вещей, потому в комнатах много места остается для книг и декоративных элементов.

Гостиная

Площадь сталинской гостиной от 16 до 30 квадратных метров. Потолки, частично стены обильно украшены лепниной, посредине – многоярусная люстра из хрусталя. Вдоль одной из стен – шкаф-стенка, в котором обязательно имеется много толстых книг с аккуратными «корешками», а в застекленных секциях – красивая керамическая посуда, чайный сервиз на шесть-двенадцать персон, множество фарфоровых статуэток.

Основное украшение гостиной – телевизор, он размещается на подставке с четырьмя ножками-конусами или настенной консоли, украшенной лепниной. В центре одной из стен располагаются напольные или подвесные часы с боем, обильно украшенные резьбой, на нескольких других – картины в духе грубоватого «советского реализма», оформленные тяжелыми рамами. В обязательном порядке здесь располагается диван, покрытый роскошной драпировкой, дополненный парой кресел, резным туалетным столиком. Все элементы меблировки объединяются узорчатым ковром, занимающим большую часть комнаты. Допустимы также фотообои, изображающие городской пейзаж середины двадцатого века.

По возможности, следует соблюдать принципы симметрии относительно композиционного центра помещения – камина, телевизора, дивана, картины и др.

Кухня

Кухня времен сталинского ампира имеет площадь от 7 до 15 метров. Кухонный гарнитур как таковой обычно отсутствует, имеется лишь не особо вместительный шкаф-сервант с посудой, столовым бельем, невысокий округлый холодильник. Рабочая столешница выполняется из природного камня или дуба, под ней размещаются ящички, секции для столового серебра, различной кухонной утвари. Немногочисленная бытовая техника размещается на любых горизонтальных поверхностях. Столовая зона оформляется обеденным столом, застеленным скатертью с бахромой, стулья также драпируются съемными чехлами. На видных местах располагаются хрустальные вазочки для фруктов, горшечные лиственные растения, тяжелые металлические канделябры.

Читайте также:  Запчасти для перфоратора борт

Спальня

Средняя площадь любой из спален – около девяти метров. Односпальная или двуспальная кровать располагается по центру одной из стен, изголовье оформляется лепными молдингами, рядом с ней – одна-две тумбочки или резной туалетный столик с подзором в цвет занавесок. Полочки над кроватью украшаются черно-белыми фотографиями в деревянных рамках, небольшими статуэтками из меди или бронзы. Здесь же размещается небольшой глянцевый двухдверный шкаф, в то время запираемый на ключ, реже – кованый сундук, для хранения белья, различного «скарба». Бежево-коричневые обои в полоску или с растительными орнаментами дополнят выбранную стилистику. Обязательно следует постелить на пол ковер, по желанию его дополняют настенным.

Если помещение кажется тесноватым, напротив окна располагают большое зеркало, которое, отражая свет из окна, значительно расширяет пространство.

Кабинет-библиотека

Считалось, что в СССР читали все, потому книг в каждой семье было много. Рабочий кабинет с письменным столом обычно совмещался с библиотекой, представлявшей собой стеллажи из массива древесины до самого потолка. Порой они скрывали поверхности всех стен, а чтобы достать нужную книгу с самой верхней полки, приходилось использовать стремянку или специальную деревянную подставку с двумя-тремя ступеньками, ведь высота потолка зачастую составляла около четырех метров.

В современном варианте книг может быть немного меньше, а письменный стол заменяется компьютерным. На открытых полках располагают гипсовые или бронзовые статуэтки, стилизованные под ту эпоху. На стену вешают карту Советского Союза, красный флаг или изображение герба.

Прихожая

Данное помещение оформляется не менее роскошно, чем все прочие. На полу – паркет-елочка или настоящий мрамор, на стенах – темные узорчатые обои, сочетаемые с деревянными панелями, на потолке – лепнина и светильник-шар. Из мебели здесь уместен резной трельяж, деревянная настенная или металлическая напольная вешалка, небольшая кушетка, совмещенная с полочкой для установки домашнего телефона. Ковровая дорожка также придется «в тему».

Элементы сталинского декора, аксессуары

Декоративные элементы сталинского ампира весьма своеобразны – пятиконечные звезды, серп и молот, изображения колосьев пшеницы, перевязанных лентой, лавровых венков. Это объемные гипсовые или резные панно, изображающие простых рабочих людей, с упоением трудящихся на благо великой страны. На полках, столах, других видных местах располагаются бронзовые, деревянные, фарфоровые статуэтки или скульптурные группы идеологической направленности. Также встречаются барельефы со львами, а также инкрустации с картинами общественно значимых событий.

Заключение

Сталинский интерьерный стиль – уникальнейшее явление советской эпохи, отголоски которого органично смотрятся в современности, хотя монументальные античные колонны заменены пенопластовой имитацией, ламповые черно-белые телевизоры – цветными жидкокристаллическими, а добротные дубовые серванты – зеркальными шкафами-купе из МДФ. Качественная стилизация возможна в нынешних просторных новостройках с помощью настоящих «исторических» предметов мебели, декора, текстиля, сохранившихся у коллекционеров с тех времен или подходящей их имитации, изготовленной дизайнерами конца XX — начала XXI века.

Cтиль ретро в интерьере домов и квартир, атмосферных кафе и элитных ресторанов таит в себе особое очарование былых времён. Ностальгические воспоминания о детстве и юности, ассоциативная перекличка с личными переживаниями – фундамент особой привлекательности стиля, обращённого к прошлому. Подобно машине времени стиль ретро способен вернуть атмосферу, в которой жили предыдущие 1-2 поколения.

Одно из наиболее интересных ретро-направлений недалёкого прошлого – сталинский ампир.

Интерьер в стиле сталинский ампир

В эпоху Сталина интерьерный дизайн приобрёл особые черты монументализма, величественности, роскоши, помпезности. Барокко, ампир наполеоновского периода, поздний классицизм, ар-деко и даже неоготика – элементы этих стилей слились в новое направление, получившее неформальное название сталинский ампир.

Это явление неоднозначное, громко заявившее о себе в 40-х годах и официально прекратившее своё существование в 1955 году – 4 ноября ЦК КПСС постановил устранить излишества в проектировании и строительстве. С этого момента сталинский ампир сменяется минимализмом, призванным удешевить производство всех элементов декора и сделать их доступными для общества.

Однако остаётся по-прежнему популярной обстановка классических «бабушкиных» квартир сталинского периода. В них сохранятся атмосфера спокойствия и уравновешенности, размеренного течения времени. Для воссоздания стиля 40-50-х годов в интерьере комнаты придерживаются основных принципов:

  • наличие высоких потолков, окон, эркеров;
  • украшение потолка лепниной, поточными карнизами, розетками под люстры;
  • на полу – паркет «ёлочкой»;
  • применение принципа анфилады за счёт осевой композиции и симметрии;
  • изготовление плинтусов и резных наличников из массива дуба;
  • белые межкомнатные двери частично или полностью остеклены;
  • люстры и бра – хрустальные;
  • множество картин и книг.
Читайте также:  Счетчики мир официальный сайт

В оформлении применяется контрастная цветовая гамма: на светлом фоне стен и дверей – тёмная мебель. Она выглядит торжественно и величественно благодаря строгости, массивности и солидным габаритам. Это достигается за счёт использования дорогой натуральной древесины (красное дерево, орех). Применяется цельный массив, который украшается резьбой, изящными деталями, элементами с позолотой.

В современном оформлении пафосность стиля стараются приглушить, усиливая ощущение домашнего уюта. Смягчить торжественное звучание помогает стилизованная мебель, основное предназначение которой не официальные приёмы, а использование для жизни.

В современной гостиной эффектно смотрятся журнальные и обеденные дизайнерские столы:

  • Ren – обеденная модель с ножками из ореха или ясеня и круглой столешницей;
  • Anesio – с деревянной резной ногой из массива дуба;
  • Dallen – с изящной резьбой подстолья;
  • Paton – с точёными ножками;

Классический интерьер дома подчеркивает стол Rino – эксклюзивная ручная работа с креативными резными ножками-«лапами» из массива дуба.

Интерьер ресторана

Сталинский ретро стиль наиболее эффектно смотрится в оформлении элитных ресторанов. Яркий пример – банкетный зал на Центральном Московском ипподроме. В дизайне интерьера торжественное великолепие и роскошь проявляются во всём:

  • в декоре резной мебели, украшенной пятиконечными звёздами, лавровыми венками и колосьями;
  • в освещении помещения парадными бронзовыми люстрами с подвесками из сияющего хрусталя;
  • в использовании натуральных материалов – мрамора, массива дерева, керамики, хрусталя, бронзы.

Дополняют антураж обстановки элементы декора:

  • имитация фарфора сталинской эпохи и столовое серебро;
  • статуэтки из гипса и меди;
  • тяжёлые массивные подсвечники на столах;
  • картины с сюжетами советской эпохи на стенах.

Особую атмосферу уюта, благородного спокойствия и размеренности создаёт текстиль, поэтому ему уделяется большое внимание. Скатерти и салфетки – из дорогих тканей высокого качества. Обивка мебели – натуральная кожа.

Окна декорируют шторами, расположенными симметрично и имеющими чёткую правильную форму. Ламбрекены украшены драпировкой и бахромой. Гардины – из шёлка, бархата, парчи, льна.

В элитных кафе обстановку роскоши и великолепия создают при помощи эргономичных барных и полубарных стульев. Среди них:

  • стильная модель Filon с обивкой сиденья экокожей и изящной резьбой на точёных ножках;
  • Skipton из массива дерева, с лаконичным дизайном, льняной обивкой серого, бежевого, зелёного или синего цвета;
  • Fabio slategrey серого цвета с низкой спинкой.

Полное или частичное использование стиля ретро и его разновидности – сталинского ампира – придаёт обстановке атмосферность, уют, ощущение стабильности. Выбрать соответствующую мебель можно в каталоге интернет-магазина. Ассортимент, условия оплаты и покупки позволяют купить кресла в Москве с доставкой в любой регион России.

Гипсовая лепнина, паркет ёлочкой, книжный стеллаж во всю стену, стеклянные двери между комнатами и мрамор юрского периода в ванной

Фотографии и текст

ОЛЯ ШАНГИНА

Квартиру на Новинском бульваре Павел купил около двух лет назад.
И расположение, и сам дом имели при выборе квартиры большое значение. Дом в стиле сталинского ампира в 1954–1956 годах спроектировал архитектор Михаил Посохин, автор кремлёвского Дворца съездов, высотки на площади Восстания, кинотеатра «Октябрь».

Интерьером и внутренней отделкой Павел занимался самостоятельно, решив приспособить сталинский ампир к современной жизни. Так появились гипсовая лепнина, стеклянные двери, паркет ёлочкой. В планировочных решениях использован принцип анфилады: осевая композиция и симметрия. Цветовое решение интерьера выстроено на контрасте белых стен и тёмного пола, все остальные элементы — встроенная мебель, кухня и шкафы — тёплого серого оттенка, как и стены в ванной комнате, подоконники и текстиль. Белый цвет позволяет вносить в интерьер разноцветные детали, тёмный пол создаёт необходимый контраст, серый цвет мебели не утомляет глаз. Для стен Павел выбрал краску Teknos Biora Balance, для пола — дубовый паркет фабрики Antique Wood Collection. Двери, наличники и плинтуса из массива дуба с лакированным покрытием выполнены по индивидуальным чертежам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector